Завод, специализирующийся на производстве транспортных средств, «Урал» недавно отметил 75-й день рождение (с момента выпуска первого грузового автомобиля). «ЗиС-5В», получивший народное название «Захар», вышел в свет в 1944-ом году. С тех пор прошло три четверти столетия, в течение которых автомобильный завод «Урал» произвел почти 1,5 миллиона грузовых транспортных средств.
На текущий момент завод полностью соответствуют текущим нормам и стандартам. Бренд динамично развивается и старается не отставать от последних технологических тенденций. Эта компания является одним из основных российских лидеров в области производства грузовой автомобильной техники. Интересно вспомнить знаменательные моменты истории создания завода, где особый интерес представляет история «первенца».
История начала работы завода
В конце ноября 41-го года на Урал отправили специальный эшелон с Московского автомобильного завода. В эшелон входила техника, необходимая для функционирования цеховых отделений.
Оборудование прибыло на открытых платформах, при этом будучи далеко не в лучшем состоянии: оно было заледеневшим и покрыто снежными массами. На выгрузку всего необходимого — техники, материалов, деталей, потребовалось несколько суток. Люди работали в экстренном режиме и с предельной самоотдачей. Станки, которые снимали с железнодорожных платформ, располагали на специальных стальных листах, катках и волокушах, после чего вручную транспортировали к месту монтажа. В производственных помещениях монтировали оборудование, ждущее наладки и запуска.
Это была только начальная стадия боевых действий, когда ситуация была критичная (известно, насколько тяжёлым периодам был 41-й год для СССР). Приехавшие на Урал сотрудники осознавали, что даже небольшое вложение в общее дело — очень важный момент, чем больше техники будет получать армия, тем более эффективным будет наступление. Некоторые сложности возникали ввиду того, что приходилось в оперативном порядке и «с нуля» решать множество вопросов. Это касательно доставки оборудования, возведения цехов, размещения людей и обеспечения их всем необходимым.
Не было крыш и окон, потому что корпуса только достраивались, поэтому специалистам приходилось обогреваться самодельными печами и кострами. Однако даже в таких условиях производство давало определенные результаты. Работали просто на «износ» — круглые сутки, в ночное время — при свете карбидных ламп. Корпуса возводились максимально быстро. Согласно истории, уже весной 42-го года начал работу первый цех и были собраны первые моторы и коробки передач. Работали не только взрослые, но и подростки. Поскольку СССР остро нуждался в автомобильной продукции, в 43-ом году завод был преобразован в автомобильный.
Знаменательный день: выход ЗиС-5В в свет
Во время производства ЗиС-5В монтажники не выходили из производственных помещений в течение нескольких суток и это дало результаты. Уже 8 июля 44-го года автомобиль сошел с конвейера. Выведен «первенец», имеющий номер 0001, где водителем был Дмитрий Колесов. На сегодняшний день его имя носит одна из улиц города Миасса.
Появление нового транспортного средства вызвало бурю эмоций. Одни люди плакали, другие смеялись, каждый ощущал, что появление грузовика — следствие и его личного труда. Следующие два грузовика были выведены рабочими Мурашовым и Манаенковым. Согласно воспоминаниям очевидцев, 8 июля было собрано шесть машин. С каждой стороны от конвейера собралось множество людей. Когда завели первый грузовик и он тронулся с места, это вызвало бурные овации. За ним следом выехали и остальные.
Отметим, что автомобиль ЗиС-5В был изготовлен в соответствии с индивидуальным проектом московского ЗиСа. Бортовая машина отличалась грузоподъемностью в 3 тонны, была незамысловатой в структурном плане. Кабина, выполненная каркасной частью из дерева, гнутые крылья, деревянные подножки и брызговики. Тормоза — только задние (механические). Транспортное средство способно было развивать скорость до 60 километров в час. На тот момент его появление было пусть и небольшой, но крайне знаменательной победой.
Вернуться к списку новостей