АЗ «Урал» создает на собственной базе межотраслевой центр по производству мостов

22.06.2021

Руководством Автомобильного завода "УРАЛ" было принято решение о создании на базе предприятия полномасштабного производства осей, выдерживающих нагрузку 7,5— 9 тонн и мостов, рассчитанных на 10–16 тонн, для дорожно-строительной спецтехники и грузовых автомобилей различного назначения.

Сложившаяся политическая ситуация, связанная с санкционной политикой государств, которые до этого считались традиционными поставщиками осей, мостов ведущего и не ведущего типов, заставило руководство компании обратить серьезное внимание на возможность организации производства на собственных мощностях. Именно в рамках этого и было принято решение о создание производственных линий, способных закрыть все потребности самой компании и производителя спецтехники колесного типа ООО «ОМГ».

Локализация производства на предприятиях, расположенных в Челябинской области, позволит не только решить собственные проблемы с поставкой важных комплектующих, но и организовать более 4 тысяч рабочих мест, что особенно важно на текущем этапе развития региона. Такой шаг предполагает возможность увеличения грузовых автомобилей и спецтехники в два раза, что повлечет за собой увеличение отчислений в региональный и федеральный бюджеты. А учитывая все возрастающую долю поставок зарубежным потребителям, появляется возможность повысить и валютную выручку предприятия.

Основным конкурентом компаний, занимающихся производством тяжелой и специальной техники, в последнее время стали предприятия из Китая, предлагающие более конкурентную цену на свою продукцию. Но уровень качества таких машин оставляет желать лучшего. В перспективе предусмотрено увеличение доли отечественной спецтехники и грузовых автомобилей до показателя в пределах 54–62%. Но это невозможно без организации собственного производства основных комплектующих, к которым и относятся ведущие мосты и оси. Именно это и дало толчок к принятию решения о создании межотраслевого центра производства продукции этого класса.

Без государственной поддержки не обойтись

По мнению Павла Яковлева, генерального директора автозавода «Урал», без организации производства собственных качественных комплектующих для трансмиссий тяжелых полноприводных и неполноприводных машин нет смысла говорить не только об увеличении доли рынка, но и ставится под сомнения сама возможность обеспечить рентабельность предприятия. По этой причине руководство компании считает целесообразным просить выделение из Государственного бюджета РФ порядка 10 миллиардов рублей, которые помогут не только локализовать производство, но и обеспечить выполнение стратегии развития отечественного автопрома.

Именно для оценки возможностей бюджетного софинансирования и разработке необходимых для этого мер было проведено очередное совещание, председательствовал на котором Павел Рыжий, челябинский министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов. В рассмотрении вопроса также приняли участия представители Челябинского Минпрома и институтов развития, Минпромторга России, которые и предложили несколько вариантов возможного софинансирования и продвижения проекта.

Забота о регионе, а не только о собственном производстве

Стоит отметить, что реализация проекта выгодна не только автозаводу «Урал». В успешном осуществлении перспективных планов заинтересованы и другие организации, жители региона. Увеличение числа работающих на несколько тысяч человек, количества выпускаемой в итоге специальной и другой тяжелой грузовой техники неизбежно приведет к росту налогооблагаемой базы, что позволит реализовать дополнительные программы в социальной сфере Челябинской области и всего Урала.

Учитывая значимость этого проекта, еще в феврале текущего года Алексей Текслер, губернатор Челябинской области, представил эту идею вице-премьеру Юрию Борисову в рамках целой череды региональных совещаний. И такие действия принесли результат. Представителям ВЭБ РФ, Минфина, Минпромторга, Фонду технологического развития России было поручено разработать стратегию и программу реализации этого перспективного инвестпроекта автозавода «Урал». Работы по этому направлению продолжаются на текущий момент и выходят на финальную стадию.

Серийный выпуск мостов и осей планируется начать в 2023 году. Для этого будет привлечено предположительно не менее десятка предприятий региона. Свою заинтересованность уже подтвердили представители ГРЦ им. Макеева, ЧКПЗ, Челябинского завода дорожных машин, ЧМК, АО «РЭД», ММК. Планируется организация производства более 20 моделей мостов для дорожно-строительной техники, 13 вариантов для тяжелых и среднетоннажных грузовиков. На текущий момент всю эту продукцию «Урал» вынужден покупать у зарубежных поставщиков. Но реализация проекта позволит уже к 2025 году обеспечить выпуск только под свои потребности более 18,8 тысячи изделий ежегодно, и это без учета возможных поставок на внешний рынок. Дополнительно планируется наладить производство и около 5 тысяч единиц другой необходимой номенклатуры для спецтехники.

Производство будет налажено на территории имеющихся корпусов завода, которые на текущий момент нуждаются в модернизации и ремонте. Важная деталь — при закупке необходимых комплектующих предпочтение будет отдаваться продукции, которую предлагают отечественные производители. Уже на текущем этапе проект проработан с конструкторской и технической стороны, для успешной реализации осталось только согласовать основные финансовые вопросы.