Каталог запчастей
Меню
Каталог

Вспомогательный (горный) тормоз на Урал-4320: устройство, обслуживание и ремонт

Штатная рабочая тормозная система на грузовике служит для замедления его движения и полной остановки. Так как при особых условиях эксплуатации (затяжных спусках) основная система может перегреться, грузовые автомобили оборудуют вспомогательными тормозами. Это устройство включает на транспортном средстве торможение двигателем, и на затяжных спусках машина не ускоряется, а движется с постоянной скоростью. Эффект обеспечивается двумя действиями: остановкой подкачки топлива и перекрытием трубопроводов выпуска отработанных газов.

Устройство и принцип действия

Вспомогательный тормоз на автомобиле Урал-4320 состоит из корпуса и заслонки, приводимой в действие штоком поршня пневматического цилиндра. Привод крепится к корпусу через кронштейн. Заслонка подпружинена — пружина служит для возврата механизма в исходное положение (проход для выхлопных газов открыт). Пневматика остановки подачи топлива по конструкции аналогична устройству перекрытия выхлопа.

Устройство вспомогательного тормоза

Вспомогательный тормоз: 1 - корпус, 2 - заслонка, 3 - пневматический цилиндр, 4 - вилка привода тяги, 5 - шплинт, 6 - палец, 7 - шпонка, 8 - рычаг заслонки вала

Вспомогательное торможение используют на затяжных спусках, чтобы облегчить работу основных тормозов. Водитель для задействования дополнительного устройства должен нажать на кнопку, которая расположена в кабине слева от педали сцепления. Нажатая кнопка запускает в работу пневматический кран, открывающий подачу сжатого воздуха в пневмоцилиндры.

Под действием воздуха в движение приходят поршни, которые через шток закрывают заслонки на канале отвода отработанных газов. Через сблокированный привод происходит остановка подачи топлива. Вместе с этим система подает сигнал для подтормаживания прицепа. Действия механизмов обеспечивают равномерное торможение автомобиля, который продолжает спуск без ускорения.

Когда водитель отпускает кнопку пневмокрана, давление в цилиндрах падает, и заслонки занимают начальное положение. Действие вспомогательного тормоза прекращается. Производитель автомобиля рекомендует водителям во время включения вспомогательной системы торможения держать обороты двигателя ниже 2100 единиц в минуту и при таких оборотах коленвала не переключать передачи с высшей на низшую.

Допускается переключение на низшую передачу только в том случае, когда снижение частоты вращения коленчатого вала достигается включением в работу основной системы торможения.

Обслуживание и ремонт механизма

Во время эксплуатации сопряжение деталей засоряется, что затрудняет нормальное вращение заслонки, приводит к заеданию штоков, кнопки. Тут не обойтись без разборки и промывки деталей.

Для этого необходимо провести следующие действия:

  • снять корпус с заслонкой, промыть в керосине, продуть сжатым воздухом (запрещена смазка втулок и валов);
  • установить корпус с заслонкой на место;
  • снять и разобрать механизмы пневмоцилиндров, кнопки крана, промыть их в керосине;
  • провести дефектовку деталей, заменить изношенные новыми;
  • смазать все соединения и установить механизмы на машину;
  • отрегулировать длину штоков;
  • проверить работу возвратных пружин;
  • сжатым воздухом проверить на герметичность пневмоцилиндры под давлением 5,3 кгс/см2;
  • проверить целостность прокладок между фланцевыми соединениями;
  • подтянуть болты крепления труб выпуска газов.

Своевременное обслуживание механизмов вспомогательного тормоза — залог его безотказной работы в сложных дорожных условиях.

Вернуться к списку статей
Получить консультацию
У нас большой опыт по подбору запчастей, и мы с радостью поможем вам найти нужную деталь, даже если вы не знаете ее артикул
Чиненов Дмитрий Александрович

Отправляя форму вы подтверждаете согласие с политикой обработки персональных данных.