Штатная рабочая тормозная система на грузовике служит для замедления его движения и полной остановки. Так как при особых условиях эксплуатации (затяжных спусках) основная система может перегреться, грузовые автомобили оборудуют вспомогательными тормозами. Это устройство включает на транспортном средстве торможение двигателем, и на затяжных спусках машина не ускоряется, а движется с постоянной скоростью. Эффект обеспечивается двумя действиями: остановкой подкачки топлива и перекрытием трубопроводов выпуска отработанных газов.
Устройство и принцип действия
Вспомогательный тормоз на автомобиле Урал-4320 состоит из корпуса и заслонки, приводимой в действие штоком поршня пневматического цилиндра. Привод крепится к корпусу через кронштейн. Заслонка подпружинена — пружина служит для возврата механизма в исходное положение (проход для выхлопных газов открыт). Пневматика остановки подачи топлива по конструкции аналогична устройству перекрытия выхлопа.
Вспомогательный тормоз: 1 - корпус, 2 - заслонка, 3 - пневматический цилиндр, 4 - вилка привода тяги, 5 - шплинт, 6 - палец, 7 - шпонка, 8 - рычаг заслонки вала
Вспомогательное торможение используют на затяжных спусках, чтобы облегчить работу основных тормозов. Водитель для задействования дополнительного устройства должен нажать на кнопку, которая расположена в кабине слева от педали сцепления. Нажатая кнопка запускает в работу пневматический кран, открывающий подачу сжатого воздуха в пневмоцилиндры.
Под действием воздуха в движение приходят поршни, которые через шток закрывают заслонки на канале отвода отработанных газов. Через сблокированный привод происходит остановка подачи топлива. Вместе с этим система подает сигнал для подтормаживания прицепа. Действия механизмов обеспечивают равномерное торможение автомобиля, который продолжает спуск без ускорения.
Когда водитель отпускает кнопку пневмокрана, давление в цилиндрах падает, и заслонки занимают начальное положение. Действие вспомогательного тормоза прекращается. Производитель автомобиля рекомендует водителям во время включения вспомогательной системы торможения держать обороты двигателя ниже 2100 единиц в минуту и при таких оборотах коленвала не переключать передачи с высшей на низшую.
Допускается переключение на низшую передачу только в том случае, когда снижение частоты вращения коленчатого вала достигается включением в работу основной системы торможения.
Обслуживание и ремонт механизма
Во время эксплуатации сопряжение деталей засоряется, что затрудняет нормальное вращение заслонки, приводит к заеданию штоков, кнопки. Тут не обойтись без разборки и промывки деталей.
Для этого необходимо провести следующие действия:
- снять корпус с заслонкой, промыть в керосине, продуть сжатым воздухом (запрещена смазка втулок и валов);
- установить корпус с заслонкой на место;
- снять и разобрать механизмы пневмоцилиндров, кнопки крана, промыть их в керосине;
- провести дефектовку деталей, заменить изношенные новыми;
- смазать все соединения и установить механизмы на машину;
- отрегулировать длину штоков;
- проверить работу возвратных пружин;
- сжатым воздухом проверить на герметичность пневмоцилиндры под давлением 5,3 кгс/см2;
- проверить целостность прокладок между фланцевыми соединениями;
- подтянуть болты крепления труб выпуска газов.
Своевременное обслуживание механизмов вспомогательного тормоза — залог его безотказной работы в сложных дорожных условиях.
Вернуться к списку статей