Большинство производителей грузового автотранспорта рекомендуют менять тормозные колодки через каждые 30-35 тысяч километров пробега. Но на практике приходится сталкиваться с тем, что рабочий ресурс этих деталей тормозной системы может быть существенно большим, причем в несколько раз.
Что необходимо знать водителю грузовика
Конечно огромное значение имеет ответственность производителя и качество применяемых при производстве материалов. Значимую роль играют и другие факторы, из которых отметим следующие:
- Практика эксплуатации машин с механической и автоматической коробкой передач показала, что у последних интенсивность износа тормозных колодок выше, что связано с особенностью режимов работы системы.
- В автомобилях, оборудованных системой антиблокировки (АБС), тормозные колодки служат существенно дольше.
- Опыт водителя, который способен выбрать оптимальный стиль управления автомобилем, соответствующий не только качеству дорожного покрытия, но и ситуации по маршруту движения.
Среди первых признаков износа колодок, на которые водитель должен обратить внимание, можно выделить явное проваливание педали тормоза при нажатии, скрипы и другие звуковые эффекты в колесах при торможении, увеличение тормозного пути, ну и загоревшиеся индикаторы, контролирующие работу системы, на приборной панели машины.
Последствия повреждения тормозных колодок:
- Перегрев из-за износа, сгорания рабочего покрытия колодок. Возникает при поездках на значительно перегруженном транспортном средстве, изношенных суппортах или дисках. Влияет и стиль управления, связанный с регулярным интенсивным торможением. Может вызвать полный отказ системы торможения. Для устранения потребуется замена колодок, полная диагностика состояния дисков, суппортов, электронной системы управления.
- Износ дисков с появлением канавок по краям с внутренней и наружной стороны. Вызывает снижение эффективности тормозов, посторонний скрип, шум, машина начинает идти рывками. Причина может быть связана с установкой на изношенные диски новые колодки, что приводит к их неравномерному износу.
- Повреждения внутренних поверхностей суппорта. Об этом будет свидетельствовать неравномерная интенсивность торможения колесных дисков, расположенных на одной оси автомобиля. При ремонте обязательна диагностика состояния суппорта.
- Неравномерное истирание поверхности колодок, которое может быть вызвано попаданием грязи, состоянием суппорта, ослаблением зажимов.
- Износ фрикционных покрытий колодок, сопровождающийся шумом, скрипом, увеличивающий протяженность тормозного пути. Причиной часто становится предрасположенность водителя к интенсивным торможениям. Может привести к полному отказу системы.
Практика показала, что тормозные колодки служат дольше на тех грузовиках, водители которых практикуют равномерный стиль вождения, избегают интенсивной работы педалью. Важно и количество перевозимых грузов, перегрузка негативно сказывается на состоянии этих деталей. Чтобы избежать ситуаций, связанных с отказом тормозов из-за состояния колодок, необходим регулярный технический осмотр и обслуживание.
Вернуться к списку статей