Приборы пневмотормозов не нуждаются в регулировании и спецобслуживании. Если узел неисправен, то разбирать его должен специалист в мастерской.
Нажимая и отпуская педаль тормоза, можно проверить по падению давления в пневмосистеме ее герметичность. Нормальное давление – не меньше 600 кПа. Когда мотор выключен и тормозная педаль отпущена, обе стрелки манометра не должны заметно перемещаться. То же должно происходить и при полном нажатии тормозной педали и удерживании ее секунд 15-20.
Рабочее состояние стоп-сигнала выясняется нажатием тормозной педали при давлении воздуха в пневмосистеме.
Сигнализатор неисправности тормозов проверяется так:
- проверяется состояние контрольной лампы;
- гайки фиксации провода к выключателю ослабляются;
- выключатель выворачивается из пневмоусилителя, гайки фиксации провода затягиваются;
- приборы включаются, корпус замыкается на «массу» машины, кнопку нажать до упора;
- на приборной доске должна включиться контрольная лампа, что означает нормальную работу сигнализатора;
- со вторым выключателем повторить то же самое.
Проверка работоспособности тормозных аппаратов:
- На выходе из обеих секций крана тормозного проконтролируйте давление, проверьте работу клапана защитного двойного. Для этого к магистрали от крана тормозного к пневмоусилителю подключите контрольные манометры. Когда в системе давление воздуха достигнет 650-800 кПа, до упора надавите тормоз. Давление на манометрах и в системе должно быть одинаковым. Далее доведите давление до 800 кПа. После срабатывания регулятора давления мотор заглушите и из баллона контура тормозов переднего моста выпустить воздух. Давление воздуха на одном манометре при нажатии на педаль должно равняться давлению воздуха в системе. Другой должен показывать ноль. Сбросьте давление по манометру, несколько раз нажав на тормоз, до 500 кПа, и включите мотор. Давление в баллоне контура должно подниматься. Те же операции проведите с контуром тормозов заднего и среднего мостов.
- Проконтролируйте защитный одинарный клапан. Контрольный манометр присоедините к баллону. Перед этим из всех баллонов выпустите воздух. Баллоны наполните сжатым воздухом, показания манометров сравнивая. Воздух сжатый должен идти в баллоны после нагнетания давления в баллонах до 550 кПа.
- Давление на соединительной головке проверьте. Для этого присоедините к ней контрольный манометр. Тормозную систему заполните сжатым воздухом до отключения компрессора и откройте кран разобщительный. На контрольном манометре должны отражаться показания давление воздуха 480-530 кПа. Нажмите на тормоз или активируйте стояночный тормоз. На манометре должен быть 0.
Чтобы пневмопривод работал нормально, нужно из воздушных баллонов сливать конденсат. Это нужно выполнять, когда в системе есть воздух.
Зимой не рекомендуется допускать, чтобы конденсат замерзал. Его нужно сливать сразу после рейса.
Агрегаты нельзя подогревать открытым огнем (паяльной лампой, факелом).
Систему гидропривода заполните жидкостью и прокачайте тормоза (выполняется при наличии в пневмосистеме воздуха). Прежде, чем заполнить систему, удалите с бачков и главных тормозных цилиндров грязь. Снимите трубку герметизации. Откройте наливное отверстие, наполните емкости жидкостью, из системы удалите воздух.
Прокачка тормозных цилиндров и колесных цилиндров:
- Резиновый колпачок с клапана перепускного главного цилиндра снимите. На клапан наденьте трубку, которая есть в комплектации инструмента. Конец трубки открытый опустите в тормозную жидкость, которая содержится в стеклянной емкости объемом не меньше 200 г. В сосуд жидкость наливайте до его половины.
- Отверните на половину или три четвертых оборота клапан перепускной. Нажмите несколько раз на тормоз: жмите быстро, отпускайте медленно. Повторяйте нажимать до прекращения выделения воздуха из трубки, которая опущена в тормозную жидкость. Доливайте в бачки жидкость при прокачке, чтобы воздух не проник в систему.
- Нажмите на педаль, клапан цилиндра плотно заверните, трубку снимите, колпачок верните на место.
- Прокачайте тормозные колесные цилиндры в такой последовательности: левый средний, левый задний, правый задний, правый средний, правый передний, левый передний.
- Долейте в бачки жидкость после прокачки цилиндров. Доведите ее до 15-20 мм ниже кромки горловины. Заверните пробку.
- Если меняете тормозную жидкость, то разберите главные и колесные цилиндры, промойте рабочие поверхности. Во время сборки цилиндров колес смажьте внутреннюю поверхность цилиндра и поршень маслом касторовым ГОСТ 3757-73 или смазкой ЦТ-1.