Герметично выполненная конструкция стартера, электромагнитного включения. Узел представляет собой двигатель электрический постоянного тока, оснащен приводом с механизмом храповичным свободного хода.
Стартер запускается посредством выключателя при помощи поворота по часовой стрелке ключа в правое крайнее положение (нефиксированное). Сразу после старта мотора ключ следует отпустить.
Во время обслуживания стартера его периодически нужно разбирать.
Чтобы разобрать стартер, необходимо:
- гайки отвернуть и извлечь перемычку, которая соединяет корпус и реле;
- на крышке четыре гайки отвернуть (со стороны коллектора), которые крепят траверзу;
- шайбы замковые отогнуть, четыре болта отвернуть, со стороны коллектора снять крышку;
- винты, которые фиксируют выводы щетки и обмотки к траверзе, отвернуть, отвернуть траверзу и щетки снять;
- с фланца отвернуть два винта, ось рычага извлечь со стороны привода из крышки;
- четыре винта отвернуть, со стороны привода реле с крышки снять вместе с якорем;
- шайбы замковые отогнуть, пять болтов отвернуть, со стороны привода снять крышку;
- из крышки извлечь рычаг и привод;
- держатель подшипника промежуточного снять, и извлечь якорь из корпуса стартера.
Коллектор осмотреть и, в случае загрязнения или сильном подгаре, тряпкой, смоченной в бензине, протереть поверхность.
Если от подгара или грязи не удалось избавиться таким способом, то нужно коллектор зачистить шкуркой стеклянной мелкой (зернистостью С-100). В случае недостаточности этих действия нужно коллектор проточить. Диаметр коллектора минимальный – 53 мм, поверхность должна иметь шероховатость не ниже Ra = 1,25.
В щеткодержателях щетки должны двигаться свободно, без заеданий. Если щетки истерты до высоты 13 мм или имеют скол, то их следует заменить. Надежность фиксации щеток нужно проверить, а также сжатым воздухом продуть узел щеточно-коллекторный.
Если есть подгар, то болты контактные и диск реле стартера напильником или шкуркой стеклянной зачистить, при этом не нарушив параллельности. Если износ значителен, то контактные болты следует заменить и диск перевернуть.
Стартер следует собирать в последовательности, обратной разборке. После сборки стартера нужно проконтролировать регулировку реле стартера. Также нужно проверить его герметичность.
Медную перемычку демонтировать при проверке, провод подвести от положительного вывода аккумулятора к клемме выходной релейных обмоток, а от вывода отрицательного к корпусу стартера подсоединить лампу контрольную между положительным выводом аккумулятора и выводным болтом реле стартера. Лампа будет загораться при замыкании контактов.
Следует выполнять проверку состояния проводной изоляции от аккумуляторной клеммы к стартеру: поврежденная изоляция может стать причиной пожара.
Напряжение подать на клемму выходную реле стартера, зазор замерить между шайбой упорной на якорном валу и приводной втулкой. Расстояние должно быть 0,5-1,5 мм. Лампа при этом должна гореть.
Стартер следует регулировать поворотом оси рычага, который выполнен в виде эксцентрика, имеющего фланец с регулировочными отверстиями в количестве шести штук. Во время регулировки два винта, фиксирующие к крышке фланец со стороны привода, отвернуть, фланец повернуть до совпадения фланцевого отверстия с двумя отверстиями резьбовыми в крышке. Регулировку реле стартера проверить.
Во время установки прокладки проверочной толщиной А = 2,5 мм (выполненной из стали 45, HRG э = 41,5...46,5) замкнутся контакты между упорной шайбой и втулкой привода (загорится лампа).
Во время установки прокладки толщиной шесть миллиметров контакты должны быть разомкнуты, при этом не должна гореть лампа. Если контрольная лампа загорится, то стартер следует подрегулировать. Привод в исходное положение должен возвращаться при выключении реле.
Если на валу привод перемещается с затруднением, следует вал очистить от грязи, смазать специальным веществом ЦИАТИМ-201 ЛИТА. Заглушки резервуаров масляных крышек и подшипника промежуточного вынуть и долить моторное масло.
Шестерню вдвинуть в привод, в корпус привода залить масло моторное. Выполнить шестерней пять-десять движений, направленных вдоль оси привода и масло вылить. Эту процедуру повторить несколько раз, далее корпус привода наполнить маслом.
Характеристики электрические стартера рекомендуется проверять приборами, класс точности которых установлен не ниже 1,5 при измерении тока и 1,0 при измерении напряжения.
Вернуться к списку статей