Механизм газораспределения служит для фазирования начала и конца процессов впуска свежего воздуха в цилиндры и выпуска из них отработавших газов в соответствии с принятым для данного двигателя порядком работы цилиндров.
1. Штанга толкателя клапана. 2. Кольцо пружинное. 3. Шайба. 4. Винт регулировочный. 5. Коромысло клапана. 6. Гайки. 7. Втулка коромысла 8. Ось коромысла. 9. Болты. 10. Штифт. 11. Клапан выпускной. 12. Седло выпускного клапана. 13. Втулка клапана направляющая. 14. Манжета клапана. |
15. Сухарь. 16. Втулка тарелки. 17. Тарелка пружин. 18. Пружина наружная. 19. Пружина внутренняя. 20. Шайба пружин. 21. Седло впускного клапана. 22. Клапан впускной. 23. Болты. 24. Втулка оси толкателя, передняя. 25. Втулка распорная. 26. Толкатель. 27. Втулка толкателя промежуточная. 28. Втулка толкателя. |
29. Ось толкателя. 30. Пята толкателя. 31. Ось ролика. 32. Ролик толкателя. 33. Подшипник игольчатый 34. Втулка оси толкателя, задняя. 35. Втулки распределительного вала. 36. Вал распределительный. 37. Втулки распределительного вала. 38. Шестерня ведущая привода топливного насоса. 39. Шестерня привода распределительного вала. 40. Гайки. 41. Шайба замковая. 42. Фланец упорный распределительного вала. |
Все операции по регулированию газораспределительного механизма выполняют только на полностью остывшем двигателе. К работе приступают только через тридцать минут после отключения. Подача горючего так же прекращается. Установка необходимого зазора проводится в паре цилиндров параллельно на протяжении такта сжатия топлива или во время рабочего хода. Коленвал во время выполнения работ последовательно переводят с 1 по 4 положение.
Для правильной регулировки выполняют следующие действия:
- Снимают крышки блока цилиндров.
- Проверяют качество затяжки болтов, которые фиксируют цилиндровые головки.
- Оттягивают и поворачивают на 90 градусов фиксатор, который расположен на картере, переводя его в нижнее положение.
- Снизу картера сцепления снимают люк.
- Коленвал устанавливают в первое положение.
- Проверяют при помощи динамометрического ключа показатель затяжки гаек, которые фиксируют стойки коромысел. Значение должно быть в пределах 44–56 Нм.
- Зазор между коромыслами и клапанами проверяют при помощи щупа.
- Если требуется регулирование, отпускают крепежную гайку, вставляют щуп с необходимой толщиной, гайку затягивают.
- Для проверки зазора на выпускных и впускных клапанах применяют щупы на 0,35 и 0,25 мм, которые должны входить свободно.
- С усилием должны входить в зазор 0,4 и 0,3 миллиметровые щупы.
- Гайки затягивают динамометрическим инструментом с моментом, величина которого составляет 44–56 Нм.
- При изменении положения коленвала зазоры регулируют в цилиндрах попарно. Так, при втором положении контролируют и устанавливают зазоры на 2 и 4, в третьем — 3 и 6, в четвертом — 7 и 8 цилиндрах. В ходе проверки коленвал каждый раз проворачивают на 180 градусов.
- Делают пробный запуск двигателя, внимательно прослушивая его работу. При правильно отрегулированных клапанах никакого постороннего шума, ударов не должно быть слышно.
- После завершения операций на место устанавливают люк и крышки цилиндровых головок.
Для перевода коленвала в первое положение его вращают по ходу до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком под действием пружины. Расположенная на муфте автоматического опережения впрыска метка В должна находится вверху. Такое положение коленвала соответствует моменту, при котором начинается подача топлива в первый цилиндр. Если метка внизу, то разъединяют маховик и фиксатор, коленчатый вал проворачивают на один оборот. Для вращения коленчатого вала применяют ломик или монтировку, которые вставляют в специальные отверстия.
При проворачивании на расстояние между двумя соседними отверстиями, коленвал перемещается на тридцать градусов. При установке коленвала в первое положение происходит закрытие клапанов 1 и 5 цилиндров.
Вернуться к списку статей