Тормозную гидравлику на машине подвергают прокачке в двух случаях — после ремонта системы или в процессе замены жидкости. Во всех случаях водитель должен проверить исправность механизмов и агрегатов тормозной системы. После манипуляций ТС Урал будет готов к использованию.
Активизируются тормоза на указанном авто в результате задействования пневматических и гидравлических устройств. Комбинация усилий сжатого воздуха и давления жидкости дает эффективный результат. Инструкция к машине рекомендует перед прокачкой тормозов проверить исправность пневматического компонента.
Последовательность операций при проверке
На первом этапе проверяют пневматическую подсистему на способность накачивать необходимое давление и удерживать его. Затем добиваются с помощью регулировок хода педали, установленного регламентом. Схема, представленная на рисунке 1, визуализирует устройство системы тормозов авто и прицепа.
Рис. 1. Схема привода рабочих тормозов и комбинированного привода прицепа:
1 - манометр двухстрелочный |
12 - цилиндр пневматический закрытия заслонки выхлопного патрубка; 13 - клапан двухмагистральный 14 - клапан защитный 15 - клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом 16, 17 - головки соединительные автоматические 18 - головка соединительная типа "А" 19 - клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом 20 - регулятор тормозных сил
|
21 - датчики включения сигнала торможения |
Последовательность операций по проверке строится по такому алгоритму:
- На начальном этапе работ проверяют арматуру — кран (точка 28 на схеме) и клапан защитный (5). Делают эту проверку при помощи манометров, которые включают между краном и пневмоусилителем (24). Следующим шагом жмут педаль тормоза и смотрят на показания контрольных приборов. Давление на них должно быть равным системному, в пределах 6,5–8,0 кгс/см². Сравнивают показатели со штатным манометром (1) с двумя стрелками. В случае расхождения регулируют ход педали.
- Получив положительный результат, приступают к проверке корректной работы контуров подачи воздуха на каждый из трех мостов. Компрессором накачивают воздух до 8,0 кгс/см² и ждут, когда сработает регулятор давления (4). Останавливают машину и стравливают воздух из ресивера (3), отвечающего за передний мост. Проверяют показания измерительных приборов с нажатой педалью. На одном из проверочных приборов стрелка должна давать давление системы, а на другом — обнулиться. Далее педалью сбрасывают давление до 5,0 кгс/см² и пускают мотор. Давление исправной пневматики контура переднего моста будет расти. Такую же операцию проводят с оставшимися мостами.
- На очереди проверка тройного защитного клапана (5). Для этого необходимо стравить весь ранее закачанный воздух, а к ресиверу (9) подключают проверочный прибор. Запускают мотор и накачивают емкости (3) и (27) до 5,5 кгс/см². Исправный клапан откроется, и воздух начнет наполнять баллон с подключенным манометром.
- На завершающем этапе контроля внимание уделяют соединительным головкам (по схеме точки 16, 17, 18). Вначале измеряют показания на головке (18) — давление должно быть в пределах 5,0–5,2 кгс/см² при наполненной системе. С нажатой педалью или стояночным тормозом показатель на точке должен упасть до нуля. Соответственно, питающая головка (17) должна показать цифры, равные данным в системе, а управляющая (16) — нулевые. Нажатая педаль или включенный стояночный тормоз должны поднять давление в головке (16) до уровня системного.
Производитель автомобиля рекомендует следить за накапливающимся конденсатом в ресиверах и вовремя сливать. Во время холодов баллоны отогревают горячей водой или паром и обязательно сливают конденсат. Не рекомендуется емкости греть огнем.
Прокачка гидропривода тормозной системы
Убедившись, что тормозная пневматика исправна, переходят к прокачке гидравлики. Операцию проводят с наполненными сжатым воздухом ресиверами. Снимают трубку, обеспечивающую герметизацию гидравлики, и крышку с заливной горловины, заполняют тормозной жидкостью бачки. Затем приступают к удалению из системы воздуха, в чем и состоит прокачка.
Последовательность работ
В предложенной заводом карте смазки автомобиля Урал указана марка жидкости, которую необходимо использовать в системе. Не смешивайте составы от разных производителей. Вступая в реакцию, они могут дать осадок, что приведет к отказу системы.
Водители соблюдают следующий порядок прокачки.
- На главном цилиндре снимают резиновую заглушку с клапана и надевают на него резиновую трубочку подходящего диаметра. Второй конец трубочки опускают в прозрачную емкость, куда предварительно наливают жидкость.
- Ключом отворачивают клапан по резьбе на пол-оборота и несколько раз нажимают на тормоз. Работать с педалью необходимо до тех пор, пока из системы пойдет чистая жидкость без воздушных пузырьков. Во время процедуры доливают в бачок свежую жидкость, не допуская завоздушивания системы.
- Выкачав воздух, удерживают нажатой педаль и закручивают перепускной клапан до отказа. Снимают трубу и заглушают отверстие резиновым колпачком.
- Таким же образом прокачивают рабочие тормозные цилиндры, вначале — средний левый, потом — задний правый и в конце — передний левый.
- В завершение процедуры прокачки доливают жидкость в емкости. Важно соблюдать рекомендацию производителя по установлению уровня жидкости в бачках (не выше 20 мм от верхней кромки).
- Заворачивают пробку заливной горловины бачков.
Перед заменой тормозной жидкости рекомендуют провести обслуживание цилиндров — выполняют разборку с прочисткой и промывкой всех деталей, а затем — продувку сжатым воздухом.
Вернуться к списку статей