Маховики на двигателях Ярославского моторного завода выходят из строя нечасто. Но все же поломки случаются, поскольку эта деталь испытывает огромные нагрузки во время работы мотора. Маховик выполняет несколько функций: стартер через него запускает двигатель, диск обеспечивает механизмам постоянный крутящий момент и снижает вибрации вращающегося коленвала.
Причины поломок
Во время эксплуатации автомобиля из-за больших нагрузок на маховике возникают поломки. Чаще всего повреждаются зубья на шестерне самого венца детали. Они могут сломаться, износиться от удара о них зубьев стартера. На венце может образоваться трещина. При таких поломках запуск автомобиля сопровождается скрежетом металла, исходящим из района стартера. Некоторые поломки узла (заклинивание) приведут к невозможности запуска машины стартером. Если деталь выходит из строя, ее нужно менять.
Снятие поврежденного маховика с двигателя
Выполнить операцию несложно, если соблюдать порядок действий. Перед проведением манипуляций подготавливают приспособления и инструменты:
- ключ, при помощи которого снимают и навешивают маховик;
- специальную направляющую оправку;
- оправки с резьбой.
Перемещать (снимать), а после выбраковки устанавливать диск на мотор необходимо при помощи мостового крана с малой грузоподъемностью и подвески к нему. Деталь тяжелая, и все действия выполнять с ней следует аккуратно.
Порядок съема
Операции выполняют в установленной последовательности, они описаны в мануале и достаточно просты.
- Вначале следует выполнить фиксацию положения коленвала мотора так, чтобы он не проворачивался. Для этой цели используется оправка, ее вставляют через направляющие в отверстие на маховике. Затем берут 2 болта на М12x1,5 и вворачивают их через отверстия в оправке и картере маховика. Для совпадения отверстий коленвал можно проворачивать.
- После жесткой фиксации коленвала открутить болты, которыми маховик прикреплен к коленвалу (10 штук).
- Снять пластину, которая фиксирует болты (используя ключ).
- Следующим шагом убрать стопорную оправку — для этого откручивают два болта.
- Далее необходимо установить в торец хвостовика коленвала направляющую оправку. Для этого ее вставляют в отверстие в маховике и вворачивают по резьбе в хвостовик (заходная резьба 14 и 14,8 мм).
- Затем снять маховик с посадочного места. Делают это при помощи резьбовых оправок. Их вворачивают в отверстия, расположенные на маховике, и тем самым постепенно сдвигают диск на оправку.
- Маховик зацепить подвеской крана-балки и снять (вместе с подшипником) с двигателя.
- Выкрутить оправки с диска.
Снятый маховик осматривают и подвергают дефектовке.
1 - болт крепления маховика, 2 - пластина крепления маховика, 3 - маховик с ободом
Установка маховика
Монтаж маховика на двигатель производят в обратной последовательности, соблюдая осторожность, чтобы не повредить механизм. Так же, как и при снятии, для сборки потребуется специальный ключ (для съема и монтажа), направляющая, резьбовые оправки. Операцию по установке маховика на мотор выполняют при помощи такого же крана-балки и подвески к нему.
Монтаж
- Установить на коленчатый вал (на кривошип) оправку, которая зафиксирует его от проворачивания.
- Ввернуть направляющую оправку в отверстие, расположенное на торце хвостовика коленвала (заходная резьба 14 и 14,8 мм).
- Используя кран-балку с подвеской, нужно поднять маховик и расположить его на посадочный фланец в торце хвостовика коленвала. Маховик установить в сборе с подшипником. Посадка пройдет успешно, если совместить установочный штифт с направляющей оправкой.
- Смонтировать пластину на маховик и ввернуть от руки (на 2-3 витка) 10 болтов в хвостовик коленвала.
- Окончательно затянуть болты крепления в определенной последовательности динамометрическим ключом. Затяжку выполняют в два приема. На первом этапе тянут моментом Мкр = 85±5 Н·м, а на втором — доворачивают на угол 90±2 градуса.
Обращаем внимание, что повторно использовать болты для крепления маховика не допускается.
Вернуться к списку статей