Перед началом прокачивания ГУР грузовика «Урал» следует провести диагностику состояния узла, чтобы определить наличие в нем неисправности и убедиться в необходимости выполнения процедуры. При наличии указанных ниже признаков неполадки ГУР, можно сделать вывод о причинах неисправности и спланировать алгоритм действий по ее устранению.
«Тугой» руль
Показателем такой неисправности является следующий факт: при повороте рулевого колеса нужно прибегать к ощутимому усилию, которого не требовалось ранее. Причины неполадки могут быть объяснены следующими обстоятельствами:
- выходом из строя насоса ГУР (наиболее распространенная причина);
- применением в системе вида жидкости, не рекомендованного предприятием-изготовителем (согласно технологической карте смазочных материалов);
- нарушением пропускной способности каналов (их залипание) в золотниковом механизме.
Если из блока рулевого управления в процессе движения при осуществлении поворота доносится свист, его источником является приводной ремень ГУР. Причина звука заключается в ослаблении натяжки ремня. Исправить ситуацию можно усилением его натяжения. Предварительно следует оценить целостность ремня и при наличии трещин его необходимо заменить. Прокачка ГУР не нужна.
Рывки в рулевом колесе, ощущаемые при осуществлении поворотов
Предпосылками такой неисправности на автомобиле «Урал» могут стать три основных обстоятельства:
- несоответствие типа технической жидкости, применяемой в ГУР, которая рекомендована предприятием-изготовителем (согласно технологической карте смазочных материалов);
- нарушения в работе блока, распределяющего жидкость в гидроусилителе;
- выход из строя насоса ГУР.
Наличие пены в расширительном бачке ГУР
Образование пенных субстанций в расширительном бачке ГУР может быть связано с двумя основными условиями:
- выход из строя насоса ГУР, в результате которого технологическое прокачивание сопряжено с несанкционированным проникновением воздуха в систему;
- смешение (в результате доливки) двух несовместимых типов технических жидкостей.
Самостоятельное и непроизвольное вращение рулевого колеса
В процессе работы двигателя автомобиля может возникнуть неисправность, связанная с вращением руля, не вызванным усилием со стороны водителя. Обстоятельства, вызывающие такой эффект, связаны с:
- нарушением последовательности и технологии сборки рулевого механизма;
- нарушением пропускной способности каналов (их засорением) в золотниковом механизме.
Указанными выше неисправностями далеко не исчерпывается перечень возможных недостатков работы системы ГУР. Проникновение воздуха в систему может подтверждаться фактом возникновения подтёков технической жидкости в местах расположения гидроусилителя рулевого механизма или насоса ГУР.
Алгоритм и технология процедуры прокачивания ГУР
Прокачка жидкости в механизме ГУР должна проводиться по предусмотренной производителем технологии и в строгой последовательности, отраженной в руководствах по эксплуатации, ТО и ремонту соответствующих марок и моделей транспортных средств. Принципы процедуры прокачки ГУР для всех моделей грузовых автомобилей «Урал» являются общими и идентичными друг другу.
Процесс прокачивания жидкости в системе ГУР заключается в выполнении следующих шагов.
- Транспортное средство необходимо установить на подъемник (или домкрат) и максимально приподнять.
- При наличии в системе (расширительном бочке) пенообразования, связанного с применением двух несовместимых типов технической жидкости, следует полностью освободить от нее систему (слить).
- Заполнить систему новой рабочей жидкостью типа, соответствующего технической документации завода-изготовителя. Уровень жидкости в расширительном бачке должен находиться на отметке максимального уровня.
- Рулевое колесо необходимо прокручивать несколько раз, чтобы новая техническая жидкость проникла в систему и заполнила ее.
- Проконтролировать уровень жидкости в бачке; при падении уровня следует долить ее до максимума.
- Необходимо последовательно (в течение нескольких циклов) выполнить требования, предусмотренные 4-м и 5-м пунктами. Данные действия следует продолжать до момента, пока уровень жидкости в бачке не перестанет уменьшаться.
- Важно помнить! Запуск двигателя автомобиля исключен до того момента, пока система не будет заполнена рабочей жидкостью, а уровень ее не будет стабилизирован. В случае пуска силового агрегата возможен выход из строя насоса ГУР.
- После выполнения 6-го пункта (после стабилизации уровня жидкости) осуществляется запуск двигателя на 5-10 секунд.
- После глушения мотора надо долить рабочую жидкость в бачок до уровня максимума.
- Выполнить процедуры, предусмотренные 7-м и 8-м пунктами, несколько раз до того момента, пока воздух не перестанет выходить в бачок.
- Следует проконтролировать уровень жидкости в бачке и долить ее до максимума (при необходимости). Двигатель автомобиля запускается.
- Плавными движениями необходимо несколько раз выполнить процедуру поворачивания руля из одного крайнего положения в другое. При достижении максимального поворота следует сделать паузу на 3-5 секунд и вращать рулевое колесо в обратном направлении для достижения крайнего положения.
- Важно помнить! Надо контролировать уровень жидкости в бачке и своевременно восполнять ее уход.
Если в процессе выполнения процедуры 11-го пункта наблюдаются посторонние шумы в работе насоса ГУР - необходимо незамедлительно заглушить мотор, вернуться к исполнению действий 4-го пункта и пройти заново все процедуры.
Прокачка завершается после прекращения ухода рабочей жидкости и окончательного исчезновения воздушных пузырьков в бачке.
Особые рекомендации по контролю системы ГУР
- Необходим постоянный контроль за уровнем рабочей жидкости в бачке, который должна находиться между отметками min и max.
- Замена технической жидкости должна осуществляться через 100 тыс. км.
- Следует контролировать исправность пыльника рейки рулевого управления. При наличии трещин и разрывов необходимо произвести его замену (во избежание поломки насоса гидроусилителя).