Каталог запчастей
Меню
Каталог

Диагностика и неисправности турбокомпрессора

Еще четверть века назад советский водитель только слышал о существовании турбонаддува. В массовом автопроизводстве подобного устройства практически не было. Теперь едва ли не каждый дизель оснащен этой опцией.

Благодаря турбокомпрессору дизельный двигатель получил ряд преимуществ: стал не таким громоздким, улучшились характеристики крутящего момента, топливо сгорает лучше, поэтому снижается его расход и токсичность выхлопов, мотор работает стабильнее и быстрее, не такой шумный, так как турбокомпрессор служит дополнительным глушителем. Поэтому дизели с турбонаддувом очень распространены.

Но здесь есть место и лежке дегтя. Как и в любом распространенном элементе, в турбокомпрессоре случаются поломки. Часто его снимают с мотора, не удостоверившись в необходимости процедуры. Правильная диагностика поломок в моторе дает возможность не проводить ненужную замену турбокомпрессора.

Самыми распространенными признаками поломок, связанных с турбокомпрессором ЯМЗ 536, можно назвать следующие: мотор не развивает полную мощность, выхлоп черного или синего цвета, расход масла повышен, турбокомпрессор работает громче обычного.

Рассмотрим их подробнее.

Малая мощность мотора и черный выхлоп

Такие признаки появляются, когда в двигатель поступает недостаточно воздуха. Причина, вероятнее всего, в загрязнении канала воздухоподвода или утечке из выпускного коллектора или впускного тракта. Для начала запустите мотор. Если мотор «сечет», выходящий из впускного тракта воздух характерно свистит, значит, утечка из выпускного коллектора. Рекомендуется проверить чистоту воздушного фильтра. Чаще всего этих манипуляций бывает достаточно.

Если проведенные процедуры не помогли найти неисправность, то следует заглушить мотор, вскрыть тракт подачи воздуха в компрессор и удостовериться, что он свободен. Из практики известно, что нередко там находится, например, «пропавшая» месяцем ранее ветошь. Та же история происходит с глушителем, засоренность которого мешает работе турбокомпрессора. Перед его разборкой следует убедиться, что выхлоп идет в турбину и без проблем ее покидает.

Появление черного дыма может вызвать система отключения интеркулера при холодном запуске. «Вину» его, правда, лучше установить до разборки системы питания, удостоверившись, что электро- или пневмоприводы срабатывают как нужно по мере прогрева двигателя.

Рукой проворачивая вал турбокомпрессора, выясните свободу его вращения, не цепляет ли за корпус ротор турбины или компрессора. Если такое наблюдается, то узел нуждается в серьезном ремонте или замене. Маленький осевой люфт чаще – не признак неисправности.

Если проделанные действия не помогли найти неполадки, значит, дело не в турбокомпрессоре. Вероятно, в моторе плохая компрессия, нужно отрегулировать ТНВД, не, вероятнее всего, придется сменить распылители и, может быть, форсунки.

Синий дым из выхлопной трубы

Выхлоп такого цвета в сочетании с увеличенным потреблением масла говорит о его сгорании в цилиндрах. В этом случае может быть неисправен мотор или масло течет в турбокомпрессор. Так как диагностика силового агрегата более трудоемка, начинать рекомендуется с агрегата наддува. Для начала проверьте состояние фильтра воздушного. При его загрязнении за компрессорным ротором образуется разрежение, куда из подшипников роторного вала подсасывается масло.

Для проверки свободы вращения оси и отсутствия неисправности ротора нужно снять корпус компрессора и турбины. Перед процедурой исключите наличие повреждения, пробок и сужений в сливном маслопроводе. Если он засорен, то подаваемое насосом масло из системы смазки должно найти выход, которым может оказаться впускной тракт. Он будет сильно замаслен при этом, что и даст выяснить причину неисправности.

Увеличенное потребление масла при отсутствии синего дыма

Причина проста – утечка. Но виновника ее зачастую не просто найти потому, что вытекающее масло покрывает большую поверхность, которая быстро загрязняется. Сильная течь видна по замасленному, но чистому участку.

Иногда масло уходит через вполне исправную турбину компрессора. Виноват в этом забившийся сливной маслопровод. Масло по нему идет в виде эмульсии вместе с отработанными газами, которые поступают из турбины, и воздухом из компрессора. Четыре-пять частей газов приходятся на одну часть масла.

Турбокомпрессор слишком шумно работает

Могут быть два источника повышенного шума: турбокомпрессор или негерметичные тракты газовые. Диагностика трубопроводов проблем не вызывает: место утечки укажет шум. Если шумит агрегат наддува, то, скорее всего, его придется ремонтировать или менять.

Перед демонтажем турбокомпрессора убедитесь в легкости вращения турбины, в том, что корпус не задевают турбинные и компрессорные роторы, и что они целы. Иначе нужно будет менять весь агрегат.

Вернуться к списку статей
Получить консультацию
У нас большой опыт по подбору запчастей, и мы с радостью поможем вам найти нужную деталь, даже если вы не знаете ее артикул
Чиненов Дмитрий Александрович

Отправляя форму вы подтверждаете согласие с политикой обработки персональных данных.