Каталог запчастей
Меню
Каталог

Определение неисправностей двигателей ЯМЗ, способы ремонта

По мере эксплуатации мотора происходит износ его деталей, и со временем возникает потребность в ремонте. Важно вовремя заметить проблему и устранить ее — так можно продлить работоспособность двигателя до капитального ремонта.

Для движков семейства ярославских моторостроителей характерны такие проявления неисправностей, которые можно определить визуально и при помощи приборов:

  • выход дыма определенного цвета из выхлопной трубы;
  • расход масла;
  • снижение компрессии в цилиндрах;
  • повышенное образование картерных газов;
  • посторонние стуки в двигателе.

Каждый водитель в ходе ежедневных поездок следит за работой мотора и быстро замечает проблему, особенно, если она связана с дымлением мотора.

Определение неисправности по цвету дыма

Опытные водители в случае дымления мотора сразу обращают внимание на цвет выхлопных газов. В зависимости от того, какой идет по цвету дым, можно сделать предположение о надвигающейся проблеме.

Дым с конденсатом

У белого дыма природа определенная — это следствие того, что вместе с горючей смесью в цилиндр проходит охлаждающая жидкость, а затем она в виде пара выходит через выхлопную. Одной из причин такого явления является прогар прокладки, которая расположена под головкой. Так же жидкость может проходить по шпильке, фиксирующей головку на блоке, или через уплотнения гильз. В любом из вариантов двигатель частично разбирают и ищут причину белого дымления.

Работы проводят в следующем порядке:

  • сливают охлаждающую жидкость из системы;
  • демонтируют головку с той стороны, с которой идет белый выхлоп;
  • проверяют целостность прокладки, уплотнение загильзовки, наличие раковины на резьбе;
  • меняют прокладку;
  • раковину на резьбе заделывают шпаклевкой ИЦ-00-8;
  • затягивают шпильку;
  • устанавливают головку;
  • регулируют клапанные зазоры;
  • заливают охлаждающую жидкость.

После ремонтных работ заводят машину, смотрят на результат.

Масло в выхлопе

При износе деталей масло оказывается в камере сгорания и потом выходит синим дымом из выхлопной трубы, что свидетельствует об износе колец, которые пропускают масло. Это не единственная причина явления — смазку могут пропускать направляющие клапанов на впуске. А еще масло может попадать в систему выхлопа через направляющие клапанов выпуска, минуя камеру сгорания. Для определения точной причины крутят силовой агрегат, задавая ему минимальные, высокие обороты и стопроцентную нагрузку.

Если двигатель вращается на максимуме и испускает синеву, то, вероятно, проблема содержится в работе впускных клапанов. Появляющийся дым при работе мотора под нагрузкой говорит об износе колец, шатунных вкладышей. Дымление мотора по всем испытуемым позициям требует срочного ремонта и замены изношенных деталей после выбраковки.

Двигатель дымит черным

Такая неисправность проявляется при запуске двигателя и при разгоне на высоких оборотах. Черный дым из выхлопной говорит о том, что в трубе происходит догорание топлива. Проблема кроется в некорректной работе форсунок или топливного насоса. Для устранения неисправности детали отправляют на профилактику в специализированную мастерскую.

Диагностика мотора по потреблению масла

Водители ежедневно проверяют уровень масла, чтобы не допустить его падения ниже уровня. Масло может уходить по двум причинам: вытекание через уплотнения и вследствие угара в камере сгорания.

Подтеки моторного масла могут появиться как при нормальном его давлении в системе смазки, так и при повышенном. Обычно масло сочится в местах прилегания деталей, которые связаны с масляными каналами, картером.

Нередко двигатели с солидным пробегом имеют проблему с высоким давлением масла. Такая ситуация появляется в том случае, когда отработанные газы прорываются в место, куда залита смазка. К подобному проявлению приводит засорение вентиляции, и смазка просто выдувается наружу. Протечки масла необходимо убрать в короткие сроки. Для этого меняют сальники, прокладки и пр. А вот угар масла убрать косметическими средствами не получится. Решают задачу разборкой мотора, дефектовкой деталей и заменой колец, вкладышей, чистят патрубки для лучшего отвода отработанных газов. Водитель в процессе ежедневной эксплуатации машины легко устанавливает причину поглощения мотором смазки и не запускает сроки обслуживания и ремонта.

Замена сальников при протечке масла

Сальник

Замеры давления в цилиндрах

С новыми километрами пробега двигатель постепенно "устает", снижается его мощность, проявляются трудности с пуском. Выяснить причину, по которой появились проблемы, несложно — достаточно измерить давление в цилиндрах компрессометром.

Для справки. На исправном моторе в каждом цилиндре давление должно подниматься выше отметки в 30 кГ/см2. На линию допускаются автомобили, в моторах которых разбег давления не превышает 2 кГ/см2 по цилиндрам.

Проверку производят в таком порядке:

  • из мотора выкручивают свечи накала;
  • вставляют компрессометр в свечное отверстие первого цилиндра;
  • прокручивают аккумулятором коленвал (не менее 8 оборотов);
  • записывают данные в журнал;
  • поочередно проверяют давление в других цилиндрах.

Важно удостовериться, что компрессометр исправен, тогда измерения будут корректными. Показания давления в цилиндрах ниже установленной нормы свидетельствуют о проблемах с мотором. Тут возможен повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы — колец, клапанов, направляющих, задиры гильз. Проверяют, что кольца износились, старым способом — добавив в цилиндры небольшое количество моторного масла. Если после этого давление в цилиндрах вырастет, значит, кольца износились.

В ходе измерений обращают внимание на давление в соседних цилиндрах. Если в двух соседствующих цилиндрах давление ниже, чем в других, это говорит о пробитой прокладке или о короблении головки.

На дизельных двигателях проверяют компрессию в цилиндрах двумя способами — через отверстия свечей накаливания и через отверстия для форсунок. Способы позволяют определить неисправности двигателя, но не дают ответа на вопрос, в чем конкретная причина низкой компрессии. Недостаток метода заключается еще в том, что с прокруткой коленвала стартером садится аккумулятор и его мощности не хватает для равномерной прокрутки при измерении крайних цилиндров.

Пневматическая опрессовка цилиндров для проверки технического состояния

Применяя метод опрессовки, специалисты диагностируют цилиндропоршневую группу и точно определяют, насколько плотно клапаны прилегают к седлам. Такой способ помогает удостовериться в целостности прокладки между блоком и головкой. Преимущества подобной диагностики заключаются в том, что с ее помощью можно проверить сопряжения в каждом цилиндре по отдельности и точно выявить проблему.

Блок цилиндров

Блок цилиндров

Порядок диагностики при использовании метода пневматической опрессовки цилиндров заключается в таких процедурах:

  • на двигателе снимают форсунки;
  • на проверяемом цилиндре устанавливают поршень в положение, при котором клапаны закрыты;
  • в отверстие форсунки подводят шланг для подачи сжатого воздуха от компрессора;
  • включают компрессор и замеряют давление воздуха в цилиндре.

Неисправность элементов цилиндропоршневой группы оценивают по утечкам воздуха. Если он уходит в картер, то проблема связана с изношенностью колец. Выходящий воздух из-под крышки головки говорит о негерметичности клапанов. Шипение в расширительном бачке охлаждающей жидкости — это явный признак пробитой прокладки.

Детали проверки

Состояние колец проверяют фонендоскопом, который позволяет услышать, как воздух прорывается в картер двигателя. Степень износа поршневых колес определяют по интенсивности прорывающего воздуха.

Проверяют сопряжения в деталях группы в двух положениях поршня в цилиндре:

  • положение 1 — все клапаны закрыты;
  • положение 2 — поршень находится в верхней мертвой точке.

Для установки поршня в первое или второе положение применяют специальный индикатор — стержень с отметками. Его вставляют в отверстие свечи накаливания и, поворачивая коленвал, устанавливают поршень в положение 1 или 2.

Герметичность клапанов проверяют прибором, который имеет конусное отверстие и стержень с ворсинками, расположенный в прозрачной колбе. Конец прибора с конусным отверстием вставляют в углубление для форсунки и наблюдают, как колышутся ворсинки. По характеру колебаний определяют исправность клапанов.

Головка блоков цилиндров

Головка блока цилиндров в сборе с клапанами

Выход воздуха через прокладку блока цилиндров при ее прогорании определяют визуально. Ставят поршень в верхнюю мертвую точу и подают воздух. Его прорыв наблюдают в щели между головкой и блоком. Выход воздуха возможен из горловины заполненного водой радиатора. В случае прогара прокладки между цилиндрами воздух будет прорываться в соседний цилиндр. Протечка в таком случае хорошо прослушивается фонендоскопом.

Метод позволяет точно определить поломку. В случае, когда прибор показывает 50–60% утечки воздуха в первом и во втором положении поршня, делают вывод о выходе из строя колец. Такие же показания манометра скажут о зависании клапанов. Еще одним свидетельством поломки колец будет прорыв воздуха в картер.

Таким способом проверяют пригодность к дальнейшей эксплуатации гильз, запрессованных в цилиндр. Если разность давления в положениях 1 и 2 будет больше, чем 20%, то гильзы идут под замену. Допустимый износ гильз 0,50 мм. Предельный износ этой детали двигателя определяют только после частичной его разборки. Когда речь касается предельных износов колец, то эти показатели снимают так же на разобранном моторе. Верхнее кольцо должно иметь зазор не мене 2,55 мм, среднее — 1,45 мм. У маслосъемного кольца предельный зазор составляет 1,15 мм.

Проверки состояния двигателя при помощи приборов производят во время технических осмотров. Визуальные проверки делают ежедневно. Важно вовремя заметить надвигающуюся проблему с мотором и быстро устранить ее. Так моторесурс двигателя отработает срок до капитального ремонта, который определил производитель.

Вернуться к списку статей
Получить консультацию
У нас большой опыт по подбору запчастей, и мы с радостью поможем вам найти нужную деталь, даже если вы не знаете ее артикул
Чиненов Дмитрий Александрович

Отправляя форму вы подтверждаете согласие с политикой обработки персональных данных.