Каталог запчастей
Меню
Каталог

Седельно-сцепное устройство на УРАЛ-6470: описание устройства, порядок сцепки и расцепки, уход за ССУ

Автомобиль Урал-6470 на колесной формуле 6х4 используют как седельный тягач при буксировке полуприцепов на дорогах I–IV категорий.

Урал удерживает полуприцеп на седельно-сцепном устройстве (ССУ), которое выполняет следующие функции:

  • соединяет при помощи шарнира тягач с полуприцепом;
  • передает тяговое усилие от автомобиля к транспортируемому грузу;
  • обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку между тягачем и прицепом.

Устройство ССУ отличается простотой, надежностью и имеет следующие элементы: седло, кронштейны, механизм разъема и сцепки. Во время движения седло качается продольно и поперечно, благодаря резиновым амортизаторам, которые демпфируют нагрузки в зацеплении седла с кронштейнами.

Установка ССУ

Установка седельно-сцепного устройства:

1 - седло, 2 - болты крепления монтажной плиты к усилителям; 3 - кронштейн; 4 - болты крепления ССУ к монтажной плите; 5 - болты крепления усилителя к раме

Работа разъемно-сцепного механизма, расположенного под седлом, обеспечивается манипуляциями рукоятки управления. Вытягивая ее, оператор перемещает запорную задвижку, которая задает положение запорному крюку. Элемент устройства при помощи пружины приводится в состояние для зацепки ответного механизма полуприцепа.

Когда рукоять опускается, пружина прочно давит на запорную задвижку, тем самым задает фиксированное положение запорному крюку. Во время сцепки шкворнем полуприцепа оператор давит на запорный крюк, что приводит к его проворачиванию. Задвижка и рукоять под силой давления пружины закрывает механизм. От произвольной расцепки рукоять в заданном положении фиксирует предохранитель.

Как происходит сцепка и расцепка

Соединение тягача с полуприцепом должно быть надежным, поэтому перед процедурой сцепки оператору необходимо провести проверку всех механизмов сцепки на исправность. Нужно удалить следы грязи, посторонние предметы с поверхности блока, нанести свежую смазку.

На полуприцепе также проверяют элементы сцепного устройства. Перед сцепкой его надежно фиксируют на месте стояночным тормозом и при помощи опор выставляют упорную плоскость примерно на уровне седла автомобиля Урал.

Рекомендовано операции по сцепке и расцепке тягача с полуприцепом выполнять на горизонтальной поверхности, желательно с твердым основанием. Для исключения проблем оси агрегатов располагают по прямой линии.

Порядок сцепки

Последовательность действий имеет следующий алгоритм:

  • убрать все посторонние предметы и вещи между механизмами;
  • на малой скорости на задней передаче подъехать на машине к полуприцепу;
  • добиться во время движения захода шкворня полуприцепа в захват ССУ;
  • происходит автоматическая сцепка тягача с полуприцепом;
  • поставить автомобиль на стояночный тормоз;
  • убедиться в срабатывании механизма предохранителя (опущен вниз), не позволяющего перемещаться рукояти;
  • поднять упорный механизм вверх, закрепить его;
  • подключить электропроводку полуприцепа к бортовой сети автомобиля;
  • подключить пневматику тормозов;
  • снять машину со стояночного тормоза, освободить полуприцеп от упоров и медленно проехать несколько метров;
  • убедиться в работоспособности сцепки, тормозов, электроприборов буксируемого устройства.

Полуприцепы разных производителей имеют стандартизированные устройства для сцепки, однако всякий раз перед сцепкой необходимо регулировать расстояние зажимами.

Действия при расцепке

Расцепка также проводится по определенному порядку:

  • для операции выбрать ровное место;
  • зафиксировать полуприцеп стояночными тормозами;
  • опустить опорное устройство на полуприцепе, чтобы разгрузить на тягаче рессоры (при необходимости под опоры устанвить дополнительные подкладки);
  • отсоединить электрический кабель;
  • отсоединить пневматические шланги тормозов: вначале питающий, потом управляющий;
  • соединительные головки пневматики закрыть заглушками и закрепить на площадке машины;
  • поднять предохранитель вверх и потянуть на себя рукоять до фиксации;
  • автоматически запорная задвижка освободит запорный крюк;
  • расцепить тягач и полуприцеп полностью, подавая на малой скорости машину вперед;
  • убедиться, что запорный крюк сохраняет открытое положение.

От оператора требуется спокойствие, усидчивость, умение производить все операции последовательно.

Уход за механизмом ССУ

В процессе эксплуатации любой механизм изнашивается — продлить его службу можно регулярным контролем состояния и регламентным обслуживанием. Перед каждым выездом на линию оператор обязан проверять надежность крепежа устройства к плите, состояние усилителей, надежность их крепления к раме автомобиля. Обязательно проверить работоспособность устройства запирания, захватов, крюка и пружин. Регулярно следует удалять с элементов устройства грязь, старую смазку и наносить новую. Оператор должен следить за износом элементов сцепки и при необходимости обеспечивать их ремонт или замену.

Вернуться к списку статей
Получить консультацию
У нас большой опыт по подбору запчастей, и мы с радостью поможем вам найти нужную деталь, даже если вы не знаете ее артикул
Чиненов Дмитрий Александрович

Отправляя форму вы подтверждаете согласие с политикой обработки персональных данных.